Чётки используются последователями
практически всех религиозных систем для отсчитывания количества прочитанных
молитв и мантр, выполненных ритуалов и поклонов. Однако, в буддизме чётки
играют еще и роль предмета, в котором кодифицирована информация, связанная с
основными философскими и практическими аспектами Учения Будды.
Буддийские чётки (на санскрите: мала; на
тибетском: пренба) изготовляются из дерева, кости, камня или металла. При этом
материал часто выбирается в связи с теми или иными его энергетическим или
мистическим влиянием на человека или окружение. Так, например, чётки из
можжевельника обладают свойством отпугивать злых духов и устранять вредоносные
влияния; такими же свойствами обладают чётки из красного коралла и темно-синего
лазурита. Чётки из сандалового дерева, горного хрусталя и жемчуга служат для
успокоения, устранения препятствий и болезней. Золотые, серебряные, медные,
янтарные, сделанные из семян лотоса или дерева бодхи - увеличивают
продолжительность жизни, способствуют развитию мудрости и увеличению духовных
заслуг. Чётки из хрусталя, сандала, лотосовых семян или семян бодхи
рекомендуются также при проведении практики подношения-пуджи всем благостным
(мирным) йидамам (аспектам Просветления) и Гуру-йоге. Для мистических практик,
особенно связанных с гневными йидамами, используют чётки из можжевельника,
черного или красного дерева, кости, черного хрусталя, агата, черного коралла.
Монахи-воины нередко носят железные чётки,
используя их, в случае необходимости, в качестве подручного оружия. Встречаются
также чётки, выполненные из завязанных особым образом узелков.
Классическое количество бусин в буддийских
чётках равно 108. Однако встречаются чётки и с другим количеством бусин. В
любом случае - число бусин кодифицирует определенные положения Учения. Так,
например, 108 бусин классических чёток символизирует 108 родов желаний
(санскр.: танха), омрачающих дух человека:
а) желания, связанные с
шестью органами чувств: зрением, осязанием, обонянием, вкусом, слухом и умом
(6);
б) по отношению к предметам
прошлого, настоящего и будущего (3);
в) к объектам внутренним и
объектам внешним (2);
г) три способа проявления: в
мыслях, в словах и в поступках (3).
Отсюда - канонические числа
буддизма:
— 6х3 = 18;
— 18x2 = 36;
— 36х3 = 108.
Имеются и другие расшифровки числа 108,
однако, эта - наиболее распространенная. Чётки делятся дополнительной большей
бусиной (109-ой), которую увенчивает конусообразная или цилиндрическая бусина.
Большая бусина символизирует Мудрость-праджню, а конус - Метод-упайя. Чаще
всего 36-я и 72-я бусины также делаются несколько большего размера или другой
формы. Из цилиндрической бусины выходит "хвост" из нитей, цвет
которых часто связан с принятыми обетами в традиции той или иной буддийской
Школы. Так, например, черный цвет может означать принятие мирских обетов
(санскр.: упасака, таб.: генен), красный цвет - начальные монашеские обеты,
послух (санскр.: шраманера-, тиб.: гецул), жёлтый - полные обеты монашества
(санскр.: бхикшу, тиб.: гелонг). "Хвост" может быть двойной - в этом
случае одна из его частей символизирует Практику Заслуг , а вторая - Практику
Мудрости; либо же они могут символизировать, соответственно, состояние Ясности
- шаматхи и Прозрения - випашьяны. То, что обе части выходят из одной бусины - символизирует
их единство-недвойственность.
После изготовления чётки освящаются
Учителем-ламой или самим адептом путем проведения особого обряда. Такие чётки
обретают особые магические и энергетические свойства, защищающие их хозяина и
способствующие его тантрическим практикам. Эти чётки запрещается передавать
посторонним, относиться к ним небрежно или непочтительно. Если чётки приходят в
негодность (стираются бусины или шнур), то их заново освящают при ремонте или
же - сжигают с чтением мантр. Часто паломники оставляют свои чётки, на которых
они начитали 108 тысяч или более мантр в святых местах. Считается, что в этом
случае плоды от выполненных практик возрастают, что вполне объяснимо, учитывая
ту связь, которая устанавливается между чётками и их владельцем в результате
систематических практик.
Чётки великих Учителей-лам,
прославившихся своей святостью и духовными силами, замуровывают в ступы или
фундаменты храмов во время их сооружения, вкладывают в статуи Будды и йидамов,
помещают на алтарях в качестве реликвий. Часто чётки передаются от учителя к
ученику из поколения в поколение как знак духовной преемственности...
Есть вопросы по Четки в буддизме?
Вы можете задать нам вопрос(ы) с помощью следующей формы.
Адрес:
Магазин «ИП Елена Полякова»
г. Москва, ст. м. "Китай-Город" ул. Китайгородский проезд, 5
ТК "Охотный Ряд"
тел. 8 (495)219 06 34